291-53-13

Нужен ли вашему ребёнку логопед?

Звуки русского языка 

Алфавит современного русского языка насчитывает 33 буквы.
Звуков в русском языке — 42:  6 гласных  (А, И, О, У, Ы, Э); 36 согласных.

 

В логопедической практике они могут быть разделены на звуки  раннего онтогенеза (включая гласные), которые нарушаются у детей достаточно редко и более сложные в произношении звуки позднего онтогенеза. При этом, все  согласные звуки могут быть объединены в группы по способу образования, т.о всего насчитывается восемь  групп согласных звуков.

 

Звуки раннего онтогенеза

Губно-губные: П - ПЬ;    Б - БЬ;   М - МЬ

Губно-зубные: Ф - ФЬ;   В - ВЬ

Переднеязычные: Т - ТЬ;   Д - ДЬ;   Н - НЬ

Заднеязычные: К - КЬ;   Г - ГЬ;   Х -, ХЬ

 

Звуки позднего онтогенеза

Группа свистящих: С - СЬ;   З - ЗЬ  

Группа шипящих: Ш,  Ж,  Щ

Аффрикаты: (согласные звуки сложного образования, состоящие из двух компонентов) Ц, Ч

Соноры: Й;   Л - ЛЬ;   Р – РЬ 

 

Перечень речевых нарушений, подлежащих коррекции в условиях детского центра «Созвездие талантов»:

 

Дислалияодин из самых распространенных дефектов речи, нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо заменяет один звук другим. Дислалия может быть  физиологической – не требующей коррекции у логопеда, т.к. является возрастной нормой. Примерные сроки появления звуков в речи ребенка:

1 - 2 года:  а, о, э, п, б;

2 - 3 года:  и, ы, у, в, ф, т, д, н, г, к, х, и;
3 - 4 лет:   с, з, ц;

4 - 5 лет:   ш, ж, ч, щ;
5 - 6 лет:   р, л.

В патологических случаях рассматриваются:

  • Простая дислалия, когда дефектно произноситься один звук или звуки одной группы, например свистящие;
  • Сложная дислалия - нарушено произношение звуков разных групп, например, свистящие и шипящие.

Начало работы по постановке звуков возможно после 4,5 лет.

Сроки коррекции: от 2 месяцев (1-2 звука) до года (в случае сложной дислалии).

  

Стертая форма дизартрии  –  проблемы в произносительной стороне речи, возникающие вследствие нарушений иннервации речевого аппарата.  Отличается от дислалии наличием проблем с артикуляцией (произвольные движения языка и губ), трудностью выработки артикуляционных поз (установка языка в определённую позицию по инструкции логопеда). Как правило, у ребенка отмечается сниженный, либо повышенный тонус языка. Может характеризоваться кроме того нарушением голосоподачи (тихий, немодулированный, либо наоборот - резкий голос), повышенной салливацией (слюноотделение в момент нагрузки). Достаточно часто у детей ограничена подвижность речевой и мимической мускулатуры лица, отсюда смазанная дикция вследствие нечеткой артикуляции даже правильно произносимых звуков. Для детей-дизартриков характерно такое нарушения произношения, как искажение: звук Р — горловой, звук С — межзубный или боковой и т.д.

 

Возраст для начала работы зависит от тяжести нарушения и готовности ребенка к систематическим занятиям. Как правило, не ранее 4х лет можно начинать подготовку органов артикуляции к постановке звуков (массаж, специально подобранные логопедические упражнения). Системная работа с логопедом по постановке искажаемых и отсутствующих звуков, как правило, с 5 лет. В более раннем возрасте рекомендуются массажи, лечение у невролога, игровые приемы развития подвижности языка, губ, нижней челюсти. Работа над речевым выдохом. 

Сроки работы: от года до трех лет.

 

Полностью преодолеть последствия дизартрии не всегда возможно, т.к. причиной являются проблемы функционирования нервной системы. Однако при систематической работе можно, как минимум, добиться значительно улучшения произношения. Шансы на успех повышает сотрудничество логопеда и невропатолога.

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)  — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков). Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние.

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков.

В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук ТЬ произносится вместо звуков СЬ, Ч, Ш («тюмка» - сумка, «тяска» - чашка, «тяпка» - шапка).

2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию.

Например, звук Л употребляется вместо звука Р, звук Ф - вместо звука Ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками Т и Д («табака» - собака и т.п.).

3. Смешение звуков. 

Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.

 

Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить родителей, так как он свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем). 

Данный диагноз не ставится детям ранее 5 лет. В возрасте до 5 лет перечисленные особенности могут быть вариантом физиологической нормы.

 Сроки работы: 1-2  года.

 

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Относится к тяжелым нарушениям речи и характеризуется нарушением всей системы языка (лексики, грамматики, фонетики). Затруднениями в построении связного высказывания. Нарушениями звукопроизношения и слоговой структуры слова.

 

Существует три уровня  речевого развития при ОНР.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).  Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными  словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Отмечается непостоянность в произношении звуков. В речи детей преобладают в основном 1-2-составные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру количество слогов сокращается до 2-3 («ават» - кроватка, «амида» - пирамида,  «тика»-электричка). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны.

Переход к II уровню речевого развития (зачатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Одновременно намечается различение некоторых грамматических форм, однако формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок («Игаю мятику» - Играю мячиком).

Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Грубые нарушения в передаче слов разного слогового состава. Наиболее типично сокращение количества слогов («тевики» - снеговики), : отмечаются перестановки слогов, звуков, сокращения звуков при стечении согласных («ровотник» - воротник, «тена»-стена, «виметь»-медведь). Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недостаточность фонематического слуха, их неподготовленность к освоению навыков звукового анализа и синтеза.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько, например, ребенок заменяет звуком СЬ, еще недостаточно четко произносимым, звуки С («сяпоги» - сапоги), ш («сюба» - шуба), ц («сяпля» - цапля). Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Совокупность перечисленных пробелов речи ребенка (особенно 1-2 уровней речевого развития)  служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. В связи с этим  дети с ОНР направляются  ПМПК в логопедические группы, сроком на 2-3 года обучения, поскольку полноценно развитие речи такого ребенка требует специально организованных условий и создания определённой речевой среды. Коррекция  этого серьезного нарушения частным образом достаточно сложна и требует большого участия родителей в коррекционном процессе и ежедневных домашних занятий. 

Диагноз ОНР ставится детям с 4 лет.  Как правило, в возрасте 3 лет этим детям мог быть поставлен неврологом диагноз ЗРР (задержка речевого развития).

Сроки работы: в зависимости от тяжести нарушения, причин вызвавших его, неврологического статуса ребёнка от 2 лет вплоть до школы, иногда требуется дальнейшее сопровождение ребенка логопедом в начальной школе, поскольку трудности усвоения  системы языка влекут за собой нарушения письменной речи – дислексию и дисграфию.

 

Шалыминова  Елена  Алексеевна (логопед I квалификационной категории)

© ИП Ким М.М. Копирование запрещено. Все права защищены.

top