Детский центр «Созвездие талантов» Новости Обучение чтению. Обзор методик

Обучение чтению. Обзор методик

обучение чтению

Когда начинать учить ребенка читать?

Многие родители начинают учить ребенка читать с двух лет. Но, педиатры не советуют спешить и рекомендуют начинать обучение с 4 лет. Развитие ребенка происходит поэтапно, до 4 лет дети мыслят картинками, образами, поэтому им еще сложно воспринимать информацию в виде звуков и букв. К четырем годам большинство детей уже хорошо различают звуки, правильно их произносят. Они могут повторить за взрослыми слова и словосочетания, пересказать небольшой текст. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к книгам – смотрят картинки, листают страницы и водят по строчкам пальцем, изображая чтение. Это первые признаки того, что ребенок готов к обучению чтению. Но при этом нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Кто-то уже в 3 года спрашивает, какая это буква, а кто-то и в 5 лет не интересуется буквами.

Кто должен учить ребенка читать

Мнения у педагогов и психологов по поводу, должны ли родители учить детей читать самостоятельно или доверить это профессионалам разделились. Педагоги считают, что у родителей обычно нет педагогического образования, и они могут начать учить читать ребенка неправильно, а педагогу потом придется переучивать. Психологи считают, что в дошкольном возрасте максимум времени должно уделяться игре. В игровой форме детям легче воспринимать информацию, а значит знания, полученные в процессе игры, более качественные. Родители больше времени находятся с ребенком, больше с ним играют, поэтому им легче будет донести до ребенка новую информацию. В нашем центре мы объединили эти два мнения, и педагог учит читать детей в игровой форме. Что дает возможность более быстро и качественно научить читать детей.

 

Методики обучения чтению

На сегодняшний день существует много методик обучения чтению.

  •  Классический метод (букварный)
  •  Кубики Зайцева
  •  Развивающие игрушки Воскобовича
  •  Карточки Домана
  •  Методика Монтессори

Выбирая методику, нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Классический метод

Знакомство начинается с гласными буквами (А, У, О и т.д.) – это поющие буквы, их можно пропевать. После этого можно начинать складывать: АО, АУ, УА, УО, ОУ, ОА. Далее знакомство идет с согласными (М, С, Х и т.д.), потом учимся складывать открытые слоги (МА, СА, ХА и т.д.). Если ребенок усвоил этот механизм, переходим к обучению чтению закрытых слогов (АМ, ОМ, АС и т.д.). Когда ребенок начнет читать слоги с легкостью, можно переходить к чтению простых слов (МА-МА, СА-МА и т.д.)

обучение чтению
обучение чтению

 

Кубики Зайцева

Основа методики — метод чтения по складам. Максимально склад состоит из двух букв. Склады разделяются на четыре типа: согласная и гласная (МУ, ПА, ЛИ и т.д.); гласная (А, Е, У и т.д.); согласная (К, Ж, П и т.д.); согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ТЬ, ДЪ и т.д.). – Все склады написаны на 52 кубиках. Кубики различаются по цвету, размеру и звуку, если их потрясти. В комплект также входит таблица со складами. Склады букв пропевают, а не проговаривают.

обучение с кубиками
обучение с кубиками

 

Развивающие игрушки Воскобовича

Это набор кубиков и коробочек — теремков. На кубиках изображены буквы, а на коробочках – буква и окошечко, в которое можно вкладывать кубик с изображением буквы, составляя тем самым слог. Из нескольких таких коробочек можно составить слово.

Карточки Домана

Набор состоит из карточек. На одной стороне карточки изображен предмет, на обратной стороне – написано слово, обозначающее этот предмет. Взрослый показывает карточку с картинкой, а потом карточку переворачивает и показывает слово, таким образом, ребенок запоминает сразу целое слово.

Методика Монтессори

На занятиях по методике Монтессори используется много раздаточного материала: коробочки с набором мелких предметов, карточки с наклеенными на них шершавыми буквами, подвижные алфавиты для печатных и письменных букв. Сначала дети учатся выделять звук в слове, в этом им помогают коробочки. В них они складывают мелкие предметы, сгруппированные по принципу общего звука в их названии. Потом знакомятся с буквой, которой этот звук обозначается. Используя при этом карточки, с наклеенными на них буквами, контур которых ребенок обводит пальцем и называет звук.

обучение с карточками
обучение с карточками

 

Как проходит обучение чтению в центре «Созвездие талантов»?

В нашем центре мы собрали самую эффективную информацию из имеющихся методик, несколько переработали, систематизировали и адаптировали ее для лучшего восприятия. Поэтому, если у вас есть желание научить своего ребенка читать, приходите к нам, мы научим!

 

Типичные ошибки при обучении чтению детей

Важно правильно начать обучение детей чтению. От этого будет зависеть конечный результат и интерес к процессу в целом.

Ошибки, которые родители допускают при обучении чтению:

  1. Разделять звуки и буквы
  2. Начинать обучение чтению нужно с изучения звуков, а не букв. При этом называть букву и звук одинаково. Например, буква Н звучит как звук [H], а не как [ЭН]. При правильном усвоении слог НА произносится [НА], а не [ЭНА].

  3. Заниматься систематически
  4. Заниматься нужно регулярно, по 15 минут в день. Память у детей в возрасте 4 — 6 лет кратковременна, и чтобы получить хороший результат, необходимо систематическое повторение.

  5. Принуждение к занятиям чтением
  6. Нередко родители или учителя ставят перед собой цель заставить ребенка читать, но такой подход может быть вредным. Принуждение создает негативное отношение к чтению и вызывает усталость и стресс у ребенка. Вместо этого необходимо поощрять интерес к чтению, выбирать для детей подходящие книги и создавать положительную атмосферу вокруг чтения. Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и нужно давать ему время и свободу для освоения навыков чтения.

  7. Наличие примера взрослых
  8. Отсутствие примера взрослых – одна из наиболее распространенных ошибок при обучении детей чтению. Дети очень часто подражают своим родителям и окружающим взрослым, поэтому важно создать для них благоприятную атмосферу чтения. Если родители не проявляют интерес к чтению или не выделяют время для этой активности, то дети могут потерять мотивацию и интерес к развитию навыков чтения. Важно показывать детям, что чтение – это не только полезное занятие, но и увлекательное приключение. Родители должны стать хорошим примером и участвовать в совместном чтении книг или вслушиваться в аудиокниги в присутствии ребенка.